
Особенности государственных закупок в современной России
Госзакупками называется способ размещения государственными или муниципальными организациями заказов на поставку товаров или оказание услуг, в процессе которого в обязательном порядке соблюдаются определенные требования и сроки. Фирмы любых форм собственности могут состязаться за право выполнить данные работы, причем контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложит лучшие условия.
Законы в сфере госзакупок действуют различные, но основной нормативно-правовой акт, регламентирующий данную сферу – это федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Он посвящен тонкостям организации и функционирования контрактной системы в сфере закупок для государственных/муниципальных нужд. Многие важные моменты, освещающие госзакупки, отражены в законе № 94-ФЗ "О размещении заказов" от 21 июля 2005 года. Также значительный вес имеет закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011, управляющий закупками организаций, которые минимум наполовину принадлежат государству.
Разновидности госзакупок
Государственные закупки, согласно действующему законодательству, подразделяются на два класса:
1. конкурентные (когда используется принцип конкурса);
2. неконкурентные (когда сотрудничество заранее нацелено с конкретным поставщиком или подрядчиком).
Конкурентные закупки всегда предполагают торги и могут проводиться как в открытой форме (аукцион, открытый или двухэтапный конкурс, запрос котировок/предложений), так и в закрытой форме (закрытые аукционы или конкурсы).
Специфика осуществления государственных закупок в 2019 году
С начала текущего года все госзакупки на территории России в принудительном порядке переведены в электронный формат. Под это правило не попадают только несколько разновидностей закупочных мероприятий, которые приведены в ФЗ №44. Речь идет о закупках:
• закрытого типа;
• чья задача – оказание экстренной медицинской помощи;
• выполняемых по решению российского правительства;
• у единственного поставщика;
• с целью предоставления гуманитарной помощи;
• призванных обеспечить работу заказчика за рубежом.
Закон о госзакупках в 2019 году стал более оформленным и четким. Он предъявляет целый ряд требований к участникам закупочных мероприятий. Например, они в обязательном порядке должны разместить о себе информацию в Единой информационной системе, где для этой цели создан специальный реестр ЕРУЗ. Также для проведения закупок любых товаров внедрен Единый агрегатор торговли. Контроль деятельность заказчиков как регионального, так и муниципального формата, в 2019 году приняло на себя Федеральное Казначейство.
Последние изменения в госзакупочном законодательстве
В начале апреля 2019 года в закон №44-ФЗ были внесены дополнительные поправки, призванные упростить процесс реализации государственных закупок. Правительство одобрило такие изменения:
• разрешение изменять контракт в процессе его исполнения, при условии, что имеют место обстоятельства непреодолимой силы;
• предоставление однократной возможности продлить контракт, если подрядчик не успевает закончить все запланированные проектом мероприятия в оговоренные сроки (кстати, в ходе сотрудничества с единственным поставщиком, сроки и стоимость контракта допускается менять любое количество раз);
• легализация права передачи контракта подрядчикам, занявшим второе место в конкурсе при условии, что компания, занявшая первое место, продемонстрирует неспособность справиться со своей работой;
• максимальное упрощение выбора подрядчиков для выполнения строительных работ (фирмы-участники аукциона смогут претендовать на контракт при наличии соответствующего опыта и согласии с требованиями, выдвигаемые государственной структурой).
Юристы отмечают, что новый закон о госзакупках, с одной стороны, сделает процедуру сотрудничества с подрядчиками более гибкой. Но, в то же время, он может привести к злоупотреблениям и сговорам между муниципальными и частными фирмами с корыстной целью.